• (057) 764-53-54
  • (067) 253-05-19
  • (068) 265-13-37
  • (066) 601-33-87
  • (099) 309-25-32
  • (063) 352-81-44

Звонить строго с 9 до 18 с понедельника по пятницу

nazad.png, 5,0kB
2020-04-24 09:18:18

Отменили рейс из-за карантина. Как вернуть деньги за авиабилеты


Одним из способов реагирования на распространение коронавируса стало скорейшее закрытие воздушного пространства и отмена всех рейсов, кроме чартерных, которые возвращают людей в страны их гражданства по договоренности.

Не так сложно представить сколько туристов потеряли возможность воспользоваться купленными или забронированными авиабилетами и совершить долгожданное путешествие. Вскоре после отмены рейсов остро стала проблема выхода из сложившейся ситуации. Авиакомпании несут колоссальные убытки и в интернете даже существуют челленджи, призывающие перенести даты путешествий, а не требовать деньги обратно. Но как быть тем, кто не может себе этого позволить и хочет получить свои деньги назад? Такая возможность есть, попробуем детальнее разобраться в этом вопросе.

Согласно пункту 2 главы 2 и пункту 1 главы 3 раздела XV Авиационных правил «Правила воздушных перевозок и обслуживания пассажиров и багажа» в случае отмены рейса авиаперевозчик должен предложить пассажиру на выбор:

    - возмещение стоимости воздушной перевозки в течение семи дней, которое должно быть выплачено наличными, электронным банковским переводом, банковскими поручениями или банковскими чеками или (при наличии заверенной в письменной форме согласия пассажира) в виде дорожных чеков и / или других услуг, полной стоимости билета по цене , по которой он приобретен, за неиспользованную часть билета и за использованные часть или части билета, если рейс больше не удовлетворяет потребности пассажира, а также обеспечить (при необходимости) обратный рейс до первоначального пункта отправления при первой возможности.
    - изменение маршрута, котороя должно осуществляться при соответствующих транспортных условиях: до конечного пункта назначения - при первой возможности или к конечному пункту назначения - в более позднее время по желанию пассажира и при наличии свободных мест.

Но сейчас на сайтах большинства авиакомпаний можно встретить много предложений выхода из ситуации (замена даты, ваучеры, зачисление на внутренние бонусные счета и т.д.), кроме полного возмещения стоимости билета.

Авиакомпании находятся в шатком положении, но не стоит забывать, что нужно соблюдать закон в любой ситуации. Подобные альтернативы возможны только по письменному согласию клиента.

В Авиационных правилах указывается о чрезвычайных обстоятельствах, но вам следует знать, что они позволяют лишь не платить компенсацию за отмену рейса, но не освобождают от выплаты стоимости билета.

Первое, что стоит сделать – направить почтой письменную претензию в авиакомпанию о возврате средств с уведомлением и описью вложений. Таким образом, у вас будут доказательства того, что авиакомпания не реагирует на претензию или отказывается вернуть деньги, если такой отказ придет.

Дальше следует обратиться в Государственную авиационную службу с жалобой (сейчас возможно даже в электронном варианте), но только после претензии, отправленной письменно авиакомпании. Вы должны приложить как можно больше документов и доказательств, так как перечня нет, то нужно максимально обеспечить доказательственную базу. Это и подтверждение о получении претензии, и того, что на нее нет реакции, или же отказ от возвращения средств. Нет гарантии, что решением Госавиаслужбы вам будут возвращены деньги, но их ответ будет весомым доказательством в суде.

Последний этап – обращение в суд. Украинцы боятся обращаться в суды с такими исками, их процент очень мал, потому при правильном обосновании иска можно получить свои деньги обратно. Следует обратиться к адвокату, предоставив ему все имеющиеся документы и сведения.

В Украине есть немало судебных решений в пользу истцов о возвращении стоимости авиабилетов в связи с отменой рейса, но следует подготовиться к тому, что это не произойдет быстро. (Например, решение Бориспольского горрайонного суда от 01.03.2019 г. по делу № 753/23681/17).

Но не стоит забывать о том, что согласно законодательству Украины иски к компании-перевозчику предъявляются по месту нахождения перевозчика. Таким образом, если авиакомпания зарегистрирована на территории Украины, то иск подлежит рассмотрению в украинском суде.

Если же компания зарегистрирована на территории другого государства, то украинские суды смогут рассмотреть иск только, если в Украине есть представительство этой авиакомпании.

Есть еще один способ возврата денег за купленные или забронированные авиабилеты, его название - chargeback. Его можно использовать после отказа авиакомпании или игнорирования претензии о выплате денег.

Chargeback (возвратный платеж) – это процедура возврата средств на карту покупателя в случае если товар или услуга не были предоставлены, или не соответствуют ожиданиям потребителя. Об этой процедуре мало упоминается, так как в Украине она мало распространена, но в мировом масштабе ни у кого не вызовет недопонимания это слово.

Если говорить кратко, то с помощью chargeback вы можете вернуть деньги на свой счет, если билеты были оплачены картой VISA или MasterCard, выпущенной любым банком. Мало кто знает, но при эмитировании этих платежных карт банк соглашается с правилами, установленными для всей сети, среди них и процедура chargeback.

Процедура включает в себя несколько этапов: 1. Обращение в банк (будьте готовы, что вам понадобиться поговорить с несколькими операторами или сотрудниками банка, но результат будет положительным); 2. Написание заявления и предоставление необходимых документов. 3.Ожидание результата.

Вам понадобятся такие документы:

    1) подтверждение бронирования или покупки билета;
    2) подтверждение отмены рейса (сообщение в СМИ, письмо на электронную почту, пост в социальной сети, любое уведомление);
    3) подтверждение отказа авиакомпании выплатить вам компенсацию или игнорирование вашей претензии;
    4) все дополнительные доказательства, которые у вас есть.

Нюансы процедуры и условия нужно уточнять в вашем банке, так как в разных банках эти процедуры разнятся. В среднем рассмотрение заявки длится от 1 до 3 месяцев. Время зависит так же от того, как поведет себя авиакомпания, если она даст добровольное согласие банку на списание средств, то будет быстрее, а если нет, то процедура будет длиться дольше.

В Украине уже есть позитивные возвраты денег посредством chargeback.

С вопросом возврата денег за билеты выступила и Еврокомиссия. 18 марта 2020 года Комиссией был принят документ «Interpretative Guidelines on EU passenger rights regulations in the context of the developing situation with Covid-19», в котором подобно украинскому законодательству было указано, что пассажир имеет право на полный возврат денег в случае отмены рейсов из-за пандемии.

В документе так же сказано, что авиакомпании не должны выплачивать никах компенсаций, помимо стоимости билетов, т.к. распространение COVID-19 не зависит от их воли.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) и организация Airlines for Europe выразили крайнее недовольство о регулировании этого вопроса Комиссией. Они ожидали, что им разрешат хотя бы использовать ваучеры вместо полного возмещения стоимости билетов. По их заключению Еврокомиссия даже не представляет размер убытков, которые несут авиакомпании.

Обсуждение статьи: