• (057) 764-53-54
  • (067) 253-05-19
  • (068) 265-13-37
  • (066) 601-33-87
  • (099) 309-25-32
  • (063) 352-81-44

Звонить строго с 9 до 18 с понедельника по пятницу

nazad.png, 5,0kB
2017-10-27 12:22:06

Уведомление налоговой о принятии на работу


С недавних пор в ст. 24 Кодекса законов о труде Украины (КЗоТ) были внесены изменения относительно порядка принятия на работу. Работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом (распоряжением) собственника или уполномоченного им органа и уведомления налогового органа о таком принятии. За нарушение этих правил предусмотрены немалые штрафные санкции.

 

     Порядок и сроки уведомления

17 июня 2015 года принято постановление Кабинета Министров Украины №413 «О порядке сообщения Государственной фискальной службы и ее территориальным органам о принятии работника на работу».

В соответствии с нормами Постановления № 413 сообщение о приеме работника на работу подается собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом (лицом) или физическим лицом в территориальные органы Государственной фискальной службы по месту учета, как плательщика единого взноса до начала работы работника по заключенному трудовому договору одним из следующих способов:

  • средствами электронной связи с использованием электронной цифровой подписи ответственных лиц в соответствии с требованиями законодательства в сфере электронного документооборота и электронной подписи;
  • на бумажных носителях вместе с копией в электронной форме;
  • на бумажных носителях, если трудовые договоры заключены не более чем с пятью лицами.

Постановлением также утверждена форма уведомления налогового органа.

Как указывается в ст. 24 КЗоТ уведомить налоговый орган необходимо до принятия на работу. То есть, если, к примеру, работник принимается на работу 6 декабря и это его первый рабочий день, то налоговый орган об этом должен быть уведомлен не позднее 5 декабря.

Считаем, что если в приведенном примере налоговый орган будет уведомлен 6 декабря в 9.15 согласно квитанции о принятии такого уведомления с помощью электронного документооборота, а работник приступит к работе в 10.00 того же 6 декабря, то в данном случае не будет нарушения. Однако, нужно иметь подтверждение, что рабочее время у работника началось позже, чем налоговый орган был уведомлен. Например, таким подтверждением могут быть правила внутреннего трудового распорядка, где указан режим рабочего времени. Либо это может указываться в самом приказе о приеме на работу.

Обратите внимание, что в форме уведомления необходимо указать номер и дату приказа о приеме на работу. Соответственно приказ должен быть вынесен до уведомления налогового органа о принятии на работу.

 

     Принятие на работу директора

Определенные сложности с соблюдением данного порядка существуют при смене руководителя.

Возникают вопросы: кто будет подписывать уведомление, как отослать уведомление в электронном виде, если уволенного руководителя уже нет, а новый руководитель еще не оформил электронную подпись?

Идеальный вариант, когда увольняющийся директор, зная о предстоящей смене руководителя, уведомляет налоговую о принятии нового директора. После этого собственник принимает соответствующее решение, вносятся изменения в Единый реестр юридических лиц, а после этого происходит фактическое вхождение в должность: выносится распоряжение (приказ), новый директор оформляет электронные подписи, вносит изменения в банке, где открыты счета предприятия и начинает работать.

Но, к сожалению, такой вариант происходит редко. Чаще всего с директором расстаются плохо, он уходит «хлопнув дверью». Либо вообще директор исчезает и его увольняют за прогул. Как быть в этом случае? Поскольку Постановление № 413 предусматривает, что уведомление в налоговую может подать не только руководитель, но и собственник, то в данном случае рекомендуем, чтоб уведомление было подано в бумажном виде собственником. А уже после этого происходят остальные действия, которые мы описали в предыдущем абзаце.

Будьте готовы к тому, что налоговая будет отказываться принимать уведомление, подписанное учредителем. Налоговики ссылаются на то, что отчеты должны быть подписаны руководителем, который указан в Едином реестре. Но наша точка зрения иная. Нельзя уведомление о принятии на работу считать налоговым отчетом.

Еще худший вариант, когда собственник, не вникая в то, что принятие директора на работу тоже должно соответствовать ст. 24 КЗоТ, уже принял решение о смене руководителя и в Едином реестре юридических лиц уже прошло такое изменение. Согласно Единому реестру изменения произошли, например, 6 декабря, а налоговая еще не уведомлена о принятии нового директора. Рекомендуем постараться в этот же день уведомить налоговый орган. И подписать такое уведомление должен собственник предприятия, а не директор.

Если же вы не успели это сделать в день внесения изменений в Единый реестр, то рекомендуем уведомить в ближайшие дни. В распоряжении (приказе) о вхождении в должность новый руководитель пишет дату, когда он приступил к выполнению своих обязанностей, следующую после уведомления налогового органа. То есть, если по Единому реестру изменения произошли 6 декабря, то приказ или распоряжение должны быть или 6 декабря или более ранней датой. При этом мы рекомендуем, чтоб такое распоряжение было издано собственником, несмотря на некорректность подписания приказов собственников. С одной стороны приказы и распоряжения выдаются исполнительным органом, а не собственником. С другой стороны, новый директор не может издавать приказы, поскольку он еще не приступил к должности.

Такие трудности возникают, поскольку законодатель не предусмотрел все эти моменты. И работодателям приходится сейчас ухищряться, чтоб выполнить все нормы закона. Поэтому мы советуем вам прежде, чем принять решение о смене руководителя обратиться к юристам. Мы поможем вам оформить такие изменения должным образом.

 

     Об ответственности за неуведомление или несвоевременное уведомление о принятии на работу

В первую очередь виновное лицо несет административную ответственность по ч. 1 ст. 41 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Это «…другие нарушения требований законодательства о труде», за которые предусмотрена ответственность в размере от 510 грн. до 1700 грн.

В данном случае важно определить, кто же является этим виновным лицом. Если речь идет о любом работнике кроме директора, то тут все просто. Виновным лицом будет руководитель. А если речь идет о смене директора? Кто тогда будет виновным лицом? Бывший директор? Но он уже не выполнял, к примеру, свои обязанности. Новый директор? Нет, поскольку он еще не приступил к своим обязанностям. Считаем, что в данном случае нарушителем будет собственник. А если это коллегиальный орган? То есть вопросов масса, которые законодатель не урегулировал.

Также обратите внимание на сроки привлечения к ответственности по КоАП. В данном случае, это три месяца с момента совершения правонарушения. То есть, если вы приняли на работу работника 5 декабря, а 6 декабря только уведомили налоговый орган, то после 6 марта следующего года вас уже не смогут привлечь к административной ответственности.

Рассматривают дела о правонарушениях по ч.1. ст. 41 местные суды, а протокол об административном нарушении может быть составлен инспектором по труду.

Само юридическое лицо несет ответственность также и по абз. 6 ч. 2 ст. 265 КЗоТ Украины. «Нарушение других требований трудового законодательства» влечет штраф в размере минимальной заработной платы. Данный штраф накладывается инспектором по труду. И согласно ст. 265 КЗоТ Украины имеет характер финансовой санкции, а не административно-хозяйственной санкции согласно ст. 27 Хозяйственного кодекса Украины.

Ст. 265 КЗоТ не предусматривает срока, в течение которого можно привлечь к финансовым санкциям. И поэтому мнение проверяющих органов – срока давности привлечения к ответственности нет. Мы не соглашаемся с таким мнением и считаем, что в данном случае следует применять трехмесячный срок привлечения к ответственности по аналогии с законодательством об административных нарушениях.

Проверяющие органы, однако, считают, что ответственность за неуведомление налогового органа наступает для должностных лиц по ч. 3 ст. 41 КоАП в размере от 8500 до 17000 грн. Финансовая санкция для предприятия составляет 30 минимальных заработных плат по абз. 1 ч. 2 ст. 265 КЗоТ Украины.

Но такое мнение неверно, поскольку указанные и финансовые санкции, и административные санкции относятся к такому нарушению как фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта).

Такого же мнения придерживается судебная практика. Поэтому при наложении финансовых санкций не торопитесь их оплачивать, возможно такие санкции на вас наложены незаконно.

 

Конечно же, чтоб избежать проблем, связанных с уведомлением о принятии работника на работу, рекомендуем согласовывать данные процессы с юристом. 

                                                                                                                          Адвокат Шпинева Елена Михайловна


07.12.2016 г.

Обсуждение статьи: